Благодаря чему некрополь Берел получил всемирную известность, рассказали в ВКО

В реконструкции культурно-исторических процессов на территории нашего края в середине и во второй половине І тыс. до н.э. исключительную роль играют материалы раскопок некрополя Берел.

Памятник получил всемирную известность, благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям в скифо-сибирском зверином стиле. Мировое учёное сообщество определило раскопки Берели в 1999 году, как «Археологическую сенсацию уходящего 20 столетия». Древние номады не случайно выбрали этот чудесный по красоте уголок Алтая для погребения своих верховных вождей. Долина, где расположены курганы, значительно возвышается на местности и со всех сторон окаймлена высокими горами. По мифологическим представлениям древних, горы наделены особым смыслом, так как на их вершинах обитают боги, в верхний мир уходят души предков. Местонахождение кургана в горах, на берегу реки, связывающей верхний и нижний миры, глубоко символично.

Долина и само погребальное сооружение – курган выполняли роль храма. Археологический комплекс Берел насчитывает более 100 погребально-поминальных сооружений разной величины. Древние жители возводили грандиозные усыпальницы для своих правителей, в которых тела усопших длительное время сохранялись нетленными. Они владели секретами бальзамирования, а их опыт строительства каменных конструкций учитывал возможность формирования линзы мерзлоты в погребальной камере кургана. В мерзлоте неплохо сохранились предметы, сопровождавшие в инобытие представителей высшей знати сакского кочевого общества – одежда, конское снаряжение и убранство из дерева, седла и ткани, деревянная посуда, изделия из кожи и войлока. В этом заключается уникальность подобных памятников.

В самом крупном кургане были погребены царствующие персоны – мужчина и женщина; их уложили в колоду из лиственницы внутри сруба. Рядом располагались 13 коней. Кони были взнузданы и оседланы, головы некоторых из них облачены в маски, увенчанные деревянными рогами горного козла. Детали конского снаряжения изготовлены из дерева, украшены резными узорами и покрыты золотой фольгой и оловом. Среди образов животных, запечатленных на предметах убранства коней, присутствуют кошачьи хищники, горные козлы и бараны, лоси, хищные птицы и фантастические существа – грифоны. Особой привлекательностью обладает фигура крылатого коня в рогатой маске, изготовленная из шерстяных нитей при помощи приспособления, наподобие крючка. Поражают высочайшая технология изготовления, оригинальная трактовка излюбленного образа и выбор цветовой гаммы. Массивная деревянная фигура фантастического тигро-грифона определяется как штандарт — символический атрибут вождя или царя «стерегущих золота грифов».

В настоящее время это единственный в Казахстане памятник с подкурганной вечной мерзлотой, появившейся благодаря деятельности древних архитекторов.

В 2016 году памятник был включен в проект областного акимата «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 гг.». Раскопки велись на курганах № 2 и №19. Результатом стала музеификация уникальных раскопок кургана № 2. Уникальность памятника: археологические исследования Берельского некрополя позволили всему миру увидеть яркую культуру эпохи древнего всадничества. Вольнолюбивые племена древних номадов Великой Степи были не только отличными всадниками и умелыми воинами, которые постоянно совершенствовали оружие и тактику боя, но и искусными мастерами. Неповторимый звериный стиль, в котором оформлены оружие, конская упряжь, украшение, одежда, посуда, послужил настоящим образцом для подражания древневосточным мастерам.

Редкая сохранность берельских находок обусловила особую информационную их ценность. Они представляют широкие возможности для реконструкции материальной и духовной культуры скифо-сакских племен ІV-ІІІ вв. до н.э: костюма, головных уборов и причесок, сюжетов вышивки; религиозно-мифических представлений и обрядовой практики кочевников; способов ведения скотоводческого хозяйства, строительства жилищ, орудий труда и предметов быта, оружия и доспехов. Предметы конского снаряжения, выработанные в среде кочевников І тыс. до н.э., без существенных модификаций бытовали в кочевом обществе казахов до недавнего времени. Преемственность между древними кочевниками и казахской культурой достаточно ярко проявляется в сфере духовности – в реликтах домусульманских обрядов и верований, традиции создания эпических сказаний, мифотворчестве, выработке системных знаний и взглядов на окружающий мир.

no images were found

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *