Трагическая страница в истории: В ВКО почтили память жертв политических репрессий

Ежегодно, начиная с 1997 года, в Казахстане в последний день весны, 31 мая, отмечают День памяти жертв политических репрессий. Этот день носит в себе скорбь о миллионах безвинно осужденных, приговоренных к высшей мере наказания, репрессированных советских гражданах.

На территории нашего государства были образованы самые крупные подразделения Главного управления исправительно-трудовых лагерей – КарЛАГ, СтепЛаг, АЛЖИР. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 млн человек. В период с 1920 по 1953 год только в Казахстане было осуждено более 100 тысяч человек, к 25 тысячам была применена высшая мера наказания — расстрел. В эти годы были безвинно расстреляны или отбывали наказание в лагерях многие видные представители казахской интеллигенции, как Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев и Сакен Сейфуллин. Сотни тысяч представителей разных национальностей были депортированы в Казахстан – корейцы, турки, иранцы, курды, азербайджанцы. А в послевоенные годы массовой депортации подверглись немцы, греки, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары и другие народы.

Пожалуй, самой массовой стала депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР в конце зимы 1944 года. Своего дома и привычного уклада жизни лишились почти полмиллиона человек. Так называемых изменников Родины погрузили в вагоны для перевозки скота и выслали в Казахстан и Среднюю Азию. Депортированным вменялось пособничество фашистским захватчикам. На самом деле это не так. Среди чеченцев и ингушей были настоящие героические личности, которые жертвовали жизнями ради свободы от немецко-фашистской оккупации. Причём большая часть этих народов шла добровольцами на фронт.

Спустя время неправомерность обвинения народов в преступлениях, конечно, была признана, чеченцам и ингушам разрешили вернуться в родной край. Но тяжёлые годы депортации на всю жизнь остались в памяти не только самих репрессированных, но и их потомков. В каждой семье из поколения в поколение передавались истории выживания, рассказывалось о радушии и гостеприимстве народа, проживающего на казахской земле. Народа, который поделился кровом и пищей.

Одна из таких – семья члена чечено-ингушского этнокультурного объединения Хамзата Янгулбаева. Потомок репрессированных бережно хранит воспоминания о том страшном времени и верит, что подобное не повторится.

– Я горец из села Шатоя, что на юге Чеченской Республики, знаю 17 поколений своих предков, – начал рассказ Хамзат Хасанович. – Депортация моего народа произошла 77 лет назад. 23 февраля 1944 года, переодевшиеся военные под видом ремонта дорог пришли в аул. Они собирали людей и насильно отправляли в чужие края. Жителей высокогорных районов, которым было тяжело спуститься с гор из-за сильного снегопада, чтобы не срывать график, загоняли в амбары, конюшни и сжигали.

Кто мог – бежал, однако таких оказалось совсем немного. Ведь в числе переселенцев были в основном старики, женщины и дети. Мужское население в это время воевало на фронтах Великой Отечественной войны. Добрались и до них – национальность чеченец или ингуш была для спецорганов словно красная тряпка для быка. Солдаты, находившиеся в рядах Советской армии и защищавшие Родину, также подверглись насильственному переселению…

Так из родного села Шатой предки Хамзата Янгулбаева попали на чужую землю – в Восточно-Казахстанскую область.

– Живущий здесь казахский народ принял нас. Благодаря их милосердию, человечности удалось выжить. Сначала жили в Уланском районе, затем отец поехал в Зыряновск (сейчас – Алтай), там он работал в шахте.

Долгие годы семья Янгулбаевых жила в Усть-Каменогорске и добросовестно трудилась, потом переехала в посёлок Овечий ключ. После реабилитации была возможность вернуться на историческую Родину. Однако родившийся в Восточно-Казахстанской области Хамзат Хасанович так здесь и остался. Женился, вместе с супругой воспитали троих детей, которые уже получили образование и работают на благо страны.

В числе тех, кто подвергся насильственному выселению, – семья жительницы Усть-Каменогорска Лидии Роот. Потомок репрессированных немцев Поволжья поделилась воспоминаниями о депортации своих родных, которые ранее жили в городе Бальцер Саратовской области. После начала Великой Отечественной войны по приказу Сталина бабушку Марию Яковлевну с детьми депортировали в село Хуторки Алтайского края, где её ждал изнурительный труд на лесоповале. Там она потеряла один глаз. Большей трагедии стала смерть младшей дочери. Среднего сына – Александра отправили на Урал, а младшего – 16-летнего Виктора – в кемеровские шахты. Там он получил травму тазобедренных костей, его придавило вагонеткой. Отец Лидии – Генрих в то время уже служил в армии в артиллерийском полку. Но в ноябре 1941 года его, как и всех немцев, которые находились в рядах Советской армии, депортировали.

–  Папу сослали в посёлок Белоусовка Восточно-Казахстанской области, – поделилась Лидия Роот. – Он работал в шахте, за добросовестный труд его даже наградили медалью. Здесь же во время строительства обогатительной фабрики он познакомился с моей мамой – Марией Колпаковой.

В сентябре 1945 года на свет появилась маленькая Лида. Родители были вынуждены дать девочке фамилию матери и отчество дедушки. Лишь спустя более полувека, в 1996 году, героиня повествования восстановила документы и стала Лидией Генриховной Роот.

Позже Лидия Генриховна окончила медицинский институт в Семее и отдала 48 лет своей жизни врачебному делу. Пойдя по стопам родителей, она вышла замуж за русского. В интернациональном браке родились двое детей. Сын живёт в Усть-Каменогорске, а дочь – в Германии. К слову, она уговаривала маму переехать, однако Лидия Роот отказалась.

– Моя Родина здесь, в Казахстане, – подчеркнула она. – Я родилась здесь, у меня здесь друзья, общественная жизнь. Казахский народ очень гостеприимный, с уважением относится к старшему поколению, везде почёт и внимание. Живу и радуюсь.

В 2020 году Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил создать комиссию по реабилитации жертв политических репрессий. В Восточном Казахстане первое заседание комиссии состоялось в январе текущего года.  Так, было создано 10 рабочих групп по полной реабилитации жертв политических репрессий. В состав комиссии и рабочих групп вошли общественные деятели, ректоры и ученые ведущих вузов области, представители этнокультурных объединений, средств массовой информации, общественных объединений, работники архивов и специальных органов. На сегодняшний день уже просмотрены документы от 13 фондов в госархивах области. В результате чего были выявлены сведения о привлечении к административной ответственности, а именно исключение из членов ВЛКСМ, отчисление из учебных учреждений учащихся и студентов города Усть-Каменогорска и Саратовского сельхозтехникума, поддержавших алматинскую молодежь в декабрьских событиях 1986 года.

Членами рабочей группы выявлены материалы расстрелянных без суда и следствия в ходе подавления 372 восстаний, а также подвергнутых репрессиям внесудебными и судебными органами. За участие и поддержку этих восстаний по документам партийных фондов госархива области выявлены сведения о четырех восстаниях, проходивших на территории ВКО: в городе Семипалатинск, в Чингистауском районе, Аксуатском районе, Толстоуховский мятеж, охвативший территорию Бухтарминского и Усть-Каменогорского районов. Число участников восстания – 900 человек, взято в плен 564 человека, убито – 160 человек, ранено до 70 человек. В настоящее время ведется работа по выявлению фамилий участников восстаний.

Кроме того, в регионе создан портал «Поиск не реабилитированных жертв политических репрессий» для сбора информации о людях, репрессированных государством по политическим мотивам в целях дальнейшего рассмотрения материалов Государственной комиссией. На данный портал граждане области имеют возможность направлять информацию по выявлению новых имен не реабилитированных категорий граждан. Заявителю необходимо заполнить анкету, а также ему предоставляется возможность разместить информацию, воспоминания, фотографии, документы, любые материалы о репрессированных по тем или иным мотивам родственников и близких людей. В настоящий момент на рассмотрение поступило три заявки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *